Платный въезд в Алматы для «грязных» авто: как прошло публичное обсуждение новых экологических требований
Документ вызвал широкий общественный резонанс.
Публичное обсуждение проекта решения маслихата о введении специальных экологических требований в области охраны атмосферного воздуха в Алматы на портале «Открытые НПА» завершается. Документ, предусматривающий введение специальных экологических требований и платных зон на территории Алматы, вызвал широкий общественный резонанс и собрал около ста комментариев. Примечательно, что многие замечания жителей получили отклик со стороны акимата.
Алматы – город только для обеспеченных? Многие алматинцы выразили обеспокоенность из-за очередных запретов и ограничений, которые могут сказаться, прежде всего, на людях с материальными трудностями.
«Если и вправду предпринимать такие меры, то для начала хотелось бы обязать каждого государственного служащего отказаться от транспортного средства в пользу общественного, чтобы показать обществу, что местный исполнительный орган и к нему приравненные идут на экологические, положительные шаги, чтобы улучшить экологическую обстановку в городе. Также хотелось бы предложить, чтобы в семье был один автомобиль у граждан. А то получается, у каждого члена семьи по машине. Отсюда и пробки, и загазованность», – написал один из пользователей портала.
По его словам, эти действия не решат проблемы, а только создадут дополнительную нагрузку на финансовое положение граждан, заезжающих в мегаполис.
При этом в акимате согласились, что любое экологическое решение должно учитывать и техническую сторону, и социальное положение жителей. Проект, как ранее и сообщалось, будут вводить поэтапно. Он начнётся с пилотного бесплатного периода.
«В акимате уже действует практика использования служебного и общественного транспорта для поездок на работу и по городу, также обсуждается расширение «зелёного» автопарка госорганов (электро- и газовые автомобили, электробусы). Это шаги, которые должны показать, что экологические меры касаются всех, включая государственные органы. Что касается ограничения числа автомобилей в семье, то подобные меры действительно обсуждаются в мировой практике, но в Алматы основной акцент делается на создании стимулов. Платность въезда будет работать по принципу «чем экологичнее автомобиль, тем меньше расхода», а параллельно будут развиваться общественный транспорт, парковка и велоинфраструктура. Наша задача – дать людям возможность выбора: пересесть на автобус или электробус, оставить машину на парковке у метро, либо пользоваться автомобилем с меньшими затратами, если он соответствует экологическим стандартам», – сказали в ведомстве.
Акимат отметил, что LEZ («Зона низких выбросов») – это не изолированная мера. Она будет сопровождаться модернизацией ТЭЦ, газификацией частного сектора, развитием зелёных зон и общественного транспорта.
Автомобиль – роскошь или необходимость? Однако по словам жителей, в мегаполисе, сейчас много старых машин. Купить новую по карману лишь небольшой части населения. Горожане опасаются, что это может привести к тому, что заезд в центр города станет доступен только обеспеченным людям. Для многих семей автомобиль – это не роскошь, а необходимость: добраться на работу, отвезти детей в школу, решить бытовые дела. Большинство живёт на средний или низкий доход, и замена старой машины на новую просто невозможна. Вместо этого, граждане предлагают властям искать решения, которые учитывают интересы всех горожан: развивать общественный транспорт, создавать программы утилизации и доступного кредитования для обновления машин, а не перекладывать бремя на простых людей.
«Платность будет вводиться постепенно и только после того, как параллельно улучшится работа общественного транспорта, появятся перехватывающие парковки, расширятся сеть бас-лейнов и льготные программы поддержки. Мы согласны, что автомобиль для многих семей – это не роскошь, а необходимость. Поэтому правила предусматривают несколько механизмов, которые позволяют смягчить нагрузку. Во-первых, владельцы автомобилей смогут получить абонементы по сниженной ставке, если подтвердят соответствие фактических выбросов установленным нормам. Во-вторых, прорабатывается программа выкупа старых машин с выплатой медианной рыночной стоимости и возможность льготного кредитования или лизинга для приобретения более экологичного транспорта. В-третьих, социально уязвимые категории населения получат специальные меры поддержки. Важно подчеркнуть, что цель LEZ – не разделить людей на «богатых» и «бедных», а сократить количество наиболее вредных выбросов», – пояснили в акимате.
В акимате напомнили, что город находится в котловине и весь смог оседает в воздухе.
«Даже небольшое сокращение числа самых загрязняющих автомобилей даёт заметный эффект. Мы также разделяем вашу позицию о том, что улучшение экологии невозможно без комплексных мер. Параллельно с LEZ идёт перевод ТЭЦ на газ, расширение газификации частного сектора, развитие общественного транспорта и зелёных зон. Только так можно добиться реального улучшения воздуха для всех горожан, независимо от дохода», – отметили они.
Виноват только транспорт? Жители отметили, что проблема загрязнения воздуха заключается не в транспорте, а неумелом управлении застройками в мегаполисе. Строительство многоэтажных ЖК в верхней части города привело к нарушению проветривания.
«Автомобили – это не корень проблемы, а только видимый симптом. И лечите вы симптомы. Считаю, что проблема в ЖК, которые строятся на любом клочке территории, увеличивая плотность населения и количество транспорта. Если принять в расчёт строительство многоэтажных домов только с пятиэтажками, ограничить застройку, на свободных площадках проводить озеленение парков и сквер, такого в Алматы не было бы. И что нам делать. Виновные ликуют, мы отдуваемся», – пожаловался один из пользователей.
Вопрос экологической обстановки в Алматы, как отметили в акимате, многогранный и не сводится к одному транспорту. В администрации города согласилось, что плотная застройка, нарушение естественной розы ветров, сокращение зелёных зон и рост населения также сыграли огромную роль в формировании проблем со смогом. Поэтому правила по LEZ не рассматриваются как единственное и финальное решение.
«Это один из элементов общей программы, которая также включает корректировку Генерального плана города, развитие зелёных территорий, модернизацию ТЭЦ, расширение газификации и ужесточение контроля за промышленными источниками выбросов. Что касается восприятия проекта, как меры, направленной только против простых граждан, подчеркнём – речь идёт не о запретах, а о создании системы стимулов», – уточнили в ведомстве.
В акимате отметили, что параллельно с LEZ закладываются меры по развитию общественного транспорта, строительству перехватывающих парковок, увеличению парка газовых и электрических автобусов.
«Важно, чтобы у жителей действительно появилась альтернатива, а не только дополнительные расходы. Мы разделяем вашу позицию, что урбанистические решения – это ключ. Работа над ограничением хаотичной застройки и сохранением продуваемости города входит в план обновления Генплана Алматы. Без этого экологический эффект от любых транспортных мер будет ограниченным», – рассказали они.
Определение экологического класса машины будет производиться в два этапа. Базово относить к классу будут автоматически по данным о годе выпуска, стране производства и типе двигателя на основании базы МВД. В правила также предусмотрели отдельное техническое обследование выбросов, где будет фиксироваться фактическое состояние машины и соответствие её выбросов нормативам.
«Это делается именно для того, чтобы избежать ситуаций, когда автомобиль «по документам» Евро-5, а фактически по выбросам не дотягивает даже до Евро-2. Вопрос качества топлива также учтён. Действительно, отечественные НПЗ пока выпускают топливо Евро-4. Но степень загрязнения воздуха определяется не только классом топлива, а комплексом факторов – исправностью двигателя, системами очистки выхлопа и наличием катализаторов. Работа по повышению качества топлива и контролю за АЗС продолжиться, параллельно с запуском зоны пониженных выбросов. Повышение топливного стандарта будет возможно только после модернизации НПЗ, этот процесс уже находится в проработке», – сообщили в акимате.
При этом гибридные машины относятся к экологическому классу по двигателю внутреннего сгорания. За счёт работы в электрическом режиме фактические выбросы у гибридов ниже, чем у чисто бензиновых машин, поэтому они будут иметь преимущество в эксплуатации в городе.
«Алматы неоднороден по розе ветров и транспортной нагрузке. Именно поэтому проект предусматривает пилотный бесплатный этап для сбора данных о потоках, выбросах и их распределении. Только на основании анализа этих данных будут приниматься решения о дальнейшей детализации правил, в том числе о возможном дифференцированном подходе к районам. Мы понимаем, что пока многие вопросы кажутся недоработанными. Но и сам проект задуман, как рамочный документ с пилотной стадией, которая позволит выявить слабые места и скорректировать его вместе с жителями и экспертами», – сообщили в ведомстве.
Отдельные горожане предлагают вместо введения экологических зон ограничить въезд в город машин, зарегистрированного в другом месте, установив лимит на бесплатное пребывание таких авто.
«Автобусов должно быть в три раза больше, маршруты должны быть разработаны для удобства перемещения граждан. С существующим количеством камер, установленных в городе, отследить появление иногороднего автомобиля в любой его части не составляет труда», – поделился мнением пользователь.
В акимате отметили, что такое предложение несёт свои трудности. Проект изначально разрабатывался в соответствии с Экологическим кодексом и основан на мировой практике введения зон пониженных выбросов (LEZ).
«Логика здесь простая: загрязнение воздуха связано не только с количеством автомобилей, но и в первую очередь с их экологическим классом и фактическими выбросами. Поэтому правила будут распространяться на весь транспорт, включая иногородний, а плата зависеть именно от экологичности автомобиля, а не от места его регистрации. Предложение о введении «15 бесплатных дней» для гостей на практике проблематично, так как его сложно администрировать, и оно не даёт экологического эффекта – даже краткосрочные поездки создают такие же выбросы, как и у местного транспорта», – пояснили в ведомстве.
Все доходы от LEZ будут строго целевыми и пойдут в местный бюджет, в том числе на развитие общественного транспорта, а также на программу выкупа, экологические мероприятия и администрирование зоны.
«Город уже реализует обновление подвижного состава, увеличение количества маршрутов и развитие перехватывающих парковок. Таким образом, иногородние машины охватят правила наравне с местными, а принцип остаётся прежним: «дымишь – платишь, не дымишь – ездишь свободно», – рассказали в акимате.
В администрации города ещё раз подчеркнули, что зоной пониженных выбросов охватят всю территорию Алматы. Это не «платный центр», а единое городское правило. До введения платности в ИС «Чистый город» опубликуют полные данные: границы, правила, льготы, калькулятор сценариев (редкие поездки; житель зоны с абонементом; ежедневные поездки), чтобы каждый мог выбрать: платить, обновлять или отказаться от личного транспорта.
«Никто не требует немедленной замены автомобиля: доступ сохраняется. Для грузового и развозного транспорта – отдельная поэтапность, чтобы не «сломать» логистику и цены», – пояснили в ведомстве.
Сейчас в Алматы и по стране доля легковых дизельных машин невысока: по официальным данным, легковой парк, в основном, бензиновый, тогда как почти половина грузовиков – на дизеле. В акимате отметили, что жёсткий подход к дизелю в проекте обусловлен вредом для здоровья.
«Это не вопрос «запаха» или риска острого отравления, а долговременного влияния на лёгкие и сердечно-сосудистую систему. В городских условиях современные дизельные легковушки показывали многократно более высокие выбросы оксидов азота, чем бензиновые авто того же класса. Это подтверждали, как независимые дорожные замеры, так и мета-исследования (порядка 7-11 раз и выше). Главные «дизельные» эмиттеры в городе – это грузовые и автобусы. В европейской статистике они дают до 65% дорожных выбросов оксидов азота, будучи лишь примерно 2,5 % автопарка. Небольшая доля техники создаёт непропорционально большую долю загрязнения на магистралях и в «узких» местах», – рассказали в акимате
При этом для промышленных предприятий и объектов, таких как асфальтовые заводы, применяются отдельные экологические требования, основанные на сводном томе предельно допустимых выбросов (ПДВ). Их работа регулируется не через LEZ, а через систему экологических разрешений и лимитов. Деньги с них в рамках LEZ не собираются, но они обязаны соблюдать нормативы и проходить экологический контроль.
«Вопросы по промышленным источникам и грузовому транспорту дополнительно проработают вместе с НПП «Атамекен» и бизнес-сообществом. Таким образом, центр города не выделяется в отдельную «платную зону» – единые правила будут действовать для всех районов, но при этом для разных категорий транспорта и источников выбросов будут свои инструменты регулирования», – добавили в акимате.