Почему в крушении самолёта Bek Air винят погибших пилотов, рассказал прокурор
Из-за лекарств, который принимал командир, у него было заторможенное мышление, посчитали эксперты.
В суде Алматы продолжается исследование материалов по делу о крушении самолёта Bek Air в декабре 2019 года.
Транспортный прокурор Нуржан Кайратулы зачитал в суде заключение специалистов, в котором перечислены ошибки, которые, по мнению обвинения, допустили пилоты.
Заключение составили специалисты Якимович и Кусадинов в августе 2021 года. В документе учтено в том числе и психологическое исследование действий экипажа.
«Отсутствие полноценного анализа лётной ситуации произошло вследствие сниженного уровня умственной работоспособности командира Муратбаева, который проявлял себя в нештатной ситуации как пассивный наблюдатель. Он только задавал вопросы, не мог ответить на них, поскольку мышление пилота носило заторможенной и узконаправленный характер. Наиболее вероятной причиной, повлёкшей снижение умственной работоспособности, можно считать состояние, которое обычно развивается вследствие приёма лекарственных средств, оказывающих тормозное влияние на нервную систему, в том числе на центральную нервную систему, головной мозг», – процитировал заключение Нуржан Кайратулы.
По данным специалистов, погибший Марат Муратбаев брал с собой в рейс лекарства от скачков артериального давления. Капитан принимал его на постоянной основе по назначению авиационного врача, что было записано в его медицинской книжке накануне полёта. Также два других препарата Муратбаев принимал эпизодически в рамках самолечения.
«Все эти лекарственные препараты оказывают побочные действия на центральную нервную систему и могут усиливать действия друг друга, что проявляется в умственной слабости, головокружении и головной боли. Вероятно, под воздействием этих лекарств у командира воздушного суда произошло ослабление умственной работоспособности, которое привело к поверхностному анализу внештатной ситуации и принятию необдуманного решения продолжения полёта в условиях обледенения», – добавили специалисты.
Также Муратбаев, как отметили эксперты, использовал недостаточно жидкости против обледенения из-за установки о необходимости экономии, которую сформировали владелец авиакомпании, лётный директор и пилотный инструктор.
В свою очередь адвокат Сергей Державец, представляющий интересы семей пострадавших в авиакатастрофе, заявил, что будет ходатайствовать о признании этого доказательства недопустимым. По его словам, один из специалистов дал заведомо ложное заключение по другому авиационному делу, что было признано судом.
«Если эксперт в чём-то солгал, значит, в остальном он сказал заведомо ложное», – заявил юрист.
В Алматы началось судебное разбирательство по делу, к которому журналистов допустили лишь 5 августа, спустя четыре заседания. Погибших пилотов обвиняют в совершении уголовного правонарушения, предусмотренного статьёй 344, часть 3, Уголовного кодекса РК – «Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации воздушного транспорта, повлёкшее по неосторожности смерть двух или более лиц».
В суде ранее озвучили показания второго пилота Bek Air Мейржана Мулдакулова, которого успели допросить до его смерти.