«Мы не миллионеры». Таксисты Алматы предупредили о крахе рынка без упрощённой декларации
Сейчас водители и таксопарки работают по упрощённому режиму – платят 4% от оборота.
В Алматы водители такси и таксопарки обратились к властям с просьбой не лишать их упрощённого налогового режима. По их словам, это приведёт к росту цен на аренду машин и ударит по пассажирам. Представители отрасли заявили об этом на площадке Казахстанского пресс-клуба.
Основной аргумент – такси как услуга может подорожать, а сами водители окажутся в ещё более тяжёлом положении, если государство исключит их деятельность из перечня тех, кто имеет право на упрощённую декларацию.
Сейчас водители и таксопарки работают по упрощённому режиму – платят 4% от оборота. Но с 2025 года вступает в силу новый Налоговый кодекс. В нём государство планирует сократить список разрешённых ОКЭДов – и среди них могут не оказаться:
- ОКЭД 77111 – аренда легковых автомобилей без водителя;
- ОКЭД 49320 – деятельность такси.
Если таксопарки переведут на общеустановленный режим, налоговая нагрузка вырастет с 4 до 32-36% за счёт налога на добавленную стоимость (НДС – 16%) и корпоративного подоходного налога (КПН – 20%).
«Мы столкнулись с тем, что в новой редакции перечня наших ОКЭДов нет. Это грозит гибелью целой отрасли. Только в Алматы 300 таксопарков, всего по стране – более 500», – заявил председатель Ассоциации таксопарков Мейрамбек Абелкасов.
Он объяснил, что сегодня 40% всех поездок в Алматы совершают на арендованных автомобилях. У большинства водителей нет возможности купить машину или взять её в кредит – они арендуют транспорт у таксопарков, которые в свою очередь приобретают автомобили в лизинг или на заёмные средства под ставку 20-24%.
Средняя арендная ставка сейчас составляет:
- от 12-13 тысяч тенге в сутки за авто эконом-класса;
- до 25 тысяч тенге – за бизнес- и «ультима»-сегмент;
- 17 тысяч тенге – электрокары.
Если налоги вырастут, по оценке участников рынка, аренда тоже подорожает – на 4-5 тысяч тенге в день.
«Электромобили – важный тренд для Алматы, и сейчас они становятся доступными, в том числе благодаря существующему режиму. Если налоговую нагрузку резко изменить – тренд умрёт, таксопарки не выдержат”, – предупредил Абелкасов.
Водитель Evo Taxi Махамбет Айткужин рассказал, как на самом деле устроена работа в такси.
«Многие водители живут в области, как и я. Мы встаём в 5 утра, возвращаемся домой после полуночи. Один заказ занимает минимум 30 минут. Чтобы заработать, надо сделать 20 поездок в день – а это 10-12 часов, не считая перерывов. Яндекс не даёт работать больше 15 часов, и это правильно. А кто-то говорит, что мы зарабатываем больше депутатов. Праздник – это если я принесу домой хотя бы 10 тысяч тенге за день. Теперь судите сами, сколько мы зарабатываем», – сказал он.
Айткужин отметил, что мнение о «богатых таксистах» вызывает у водителей возмущение. По его словам, часто весь доход «съедают» штрафы или аренда, и если последняя вырастет, многим будет проще вообще не выходить на линию.
«Мы не хотим уходить в тень. Мы готовы платить налоги, но на справедливых условиях. Упрощёнка – это возможность честно работать», – добавил он.
По словам председателя Ассоциации таксопарков Мейрамбека Абелкасова, водители в среднем зарабатывают от 250 до 300 тысяч тенге в месяц. Но при этом, если водитель получит один-два штрафа, весь доход за день может быть сведён к нулю.
Эксперт по налогам Дмитрий Казанцев подтвердил, что новая редакция Налогового кодекса предусматривает «запретительный список» ОКЭДов. Он нужен, чтобы бороться с компаниями, которые используют ИП и «упрощёнку» для ухода от налогов, «рисуя» фиктивные вычеты. Но, по его словам, аренда авто для работы в такси – это совсем другой случай.
«Решение есть – создать отдельный ОКЭД, например «аренда транспорта для частных перевозок». Это снимет риски для бизнеса и позволит государству достичь своих целей», – предложил эксперт.
Казанцев напомнил, что сами ОКЭДы давно устарели и не отражают реальную экономику – например, рынок аренды электромобилей для такси вообще никак не выделен.
«Если сейчас ударить по этой отрасли налогами, пострадают не только бизнесмены, но и простые люди. Рост цен на перевозки – это не то, что нужно стране в период инфляции и социальной напряжённости», – заключил он.