Внесены поправки в Земельный кодекс Республики Казахстан

Уважаемые предприниматели!

Филиал Зыряновского района Палаты предпринимателей ВКОинформирует об изменениях, внесенных по инициативе Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» в Земельный кодекс РК.

Так, Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности» от 02.04.2019 года в Земельный кодекс Республики Казахстан (далее – Кодекс) внесены следующие поправки:

1.Пункт 1 статьи 48 дополнен подпунктом 5-2), пункт 5-1) изложен в новой редакции. Случаи предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам для строительства инженерно-коммуникационных сетей и систем к земельным участкам, принадлежащим им на праве собственности и землепользования, а также участков, где ими ранее были проведены изыскательские работы для целей строительства указанных сетей и систем, отнесены к случаям, когда земельный участок предоставляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Данная поправка была инициирована в целях исключения имеющихся противоречий правоприменительной практики, на основании обращения Палаты предпринимателей Восточно-Казахстанской области.

Так, согласно подпункту 12) пункта 1 статьи 48 Кодекса, не требуется проведение торгов (конкурсов, аукционов) при предоставлении земель под объекты общего пользования, предназначенные для удовлетворения нужд населения (водопроводы, теплотрассы, очистные сооружения и другие инженерно-коммуникационные сети и системы), а также под объекты специального назначения в соответствии с подпунктом 10) пункта 3 статьи 107 настоящего Кодекса.

Между тем, на практике, данная норма применяется только в случае строительства инженерно-коммуникационной инфраструктуры (далее – ИКИ) за счет бюджетных средств, для нужд населения.

В случае необходимости прокладки (строительства) инженерных сетей для строящегося объекта частного застройщика (предпринимателя), акимат ссылался на необходимость проведения торгов (конкурсов, аукционов), указывая, что испрашиваемое целевое назначение не попадает под исключительные случаи, предусмотренные статьей 48 Кодекса.

В этой связи, нужды физических и юридических лиц в прокладке (строительстве) ИКИ к существующему или строящемуся (планируемому к строительству) отнесены к исключительному случаю, когда проведение торгов (конкурсов, аукционов) для предоставления права на землю не требуется.

2.Часть вторая пункта 3 статьи 92 Кодекса исключена, статья дополнена пунктом 3-1 следующего содержания:

«3-1. В периоды неиспользования земельного участка по назначению, предусмотренные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, не включается время, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению вследствие непреодолимой силы.».

Ранее, данная норма распространялась как на земельные участки, предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства, так и на земельные участки, предназначенные для целей строительства.

В 2014 году, когда редакция статьи 92 Кодекса была изменена, указанная норма была «посажена» в пункт 3 статьи 92 и рождала противоречия в правоприменительной практике, т.к. исходя из редакции (в эти периоды – во множ.числе) относилась как к периоду освоения земель сельхозназначения, так и к периоду освоения земель, предназначенных для строительства.

Однако, по структуре статьи, данная норма применялась (в том числе судами) лишь к пункту 3, исключая возможность ее применения к пункту 2 статьи 92 Кодекса.

Между тем, обстоятельства, не зависящие от собственника земельного участка или землепользователя, по причине котрых земельный участок не мог быть использован по назначению, могут возникать и по земельным участкам, предназначенным для целей строительства (отсутствие возможности получить исходные разрешительные документы на строительство, арест, процедура банкротства, ликвидации, отсутствие утвержденного ПДП, судебные тяжбы и т.д.).

В этой связи, норма выведена отдельным пунктом 3-1 и должна способствовать объективному рассмотрению как уполномоченными органами, так и судами всех обстоятельств, послуживших причиной неиспользования собственником или землепользователем земельного участка по целевому назначению.

Также, в Кодекс внесен ряд поправок Законом Республики Казахстан от 3 апреля 2019 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам специальных экономических и индустриальных зон, привлечения инвестиций, развития и продвижения экспорта, а также социального обеспечения».

В частности, Кодекс дополнен новой статьей – статьей 119-2 «Земли специальных экономических зон, индустриальных зон республиканского и регионального значения». Внесены соответствующие изменения и дополнения в статьи 33,35,37, 43, 47,48,49-2, 107 Кодекса.

Подпункт 1) пункта 1 статьи 48 Кодекса, при реализации которого на практике возникает множество вопросов, изложен в новой редакции, согласно которой, исключительным случаем предоставления земельных участков или права аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности и не предоставленных в землепользование, осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов) «Для реализации инвестиционных проектов в соответствии со статьей 284 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан».

При этом, статья 282 Предпринимательского кодекса дополнена пунктом 8-1 следующего содержания: «Уполномоченный орган по инвестициям разрабатывает порядок определения проекта инвестиционным для предоставления земельных участков из государственной собственности. Порядок, предусмотренный частью первой настоящего пункта, должен, помимо прочего, предусматривать процедуру согласования предоставления земельного участка с соответствующим региональным координационным советом.».

Данная норма призвана решить имеющиеся на сегодня на практике проблемы с применением подпункта 1) пункта 1 статьи 48 Кодекса, поскольку ввиду отсутствия требований (критериев) к инвестиционному проекту, механизма признания проекта инвестиционным на практике имели место случаи признания решений акимов о предоставлении земельных участков для вышеуказанных целей незаконными (акимат предоставлял землю для реализации инвестиционного проекта, контролирующий или надзорный орган признавал решение незаконным, ввиду отсутствия оснований или документов, подтверждающих, что проект является инвестиционным).

В большинстве регионов, местные исполнительные органы вовсе «избегали» принятия решений о предоставлении земельных участков вне торгов (конкурсов, аукционов) для указанных целей, во избежание признания в последующем принятых решений не законными. И даже в случае предоставления земель для указанных целей через земельную комиссию, возникали вопросы с подтверждением соответствия заявленного целевого назначения испрашиваемого земельного участка инвестиционному проекту.

Также, в статью 48 Кодекса внесены дополнения, согласно которым, к случаям предоставления земель без проведения торгов (конкурсов, аукционов) отнесено предоставление земельного участка участнику индустриальной зоны республиканского или регионального значения или управляющей компании индустриальной зоны в соответствии с законодательством Республики Казахстан о специальных экономических и индустриальных зонах (ранее исключение распространялось только на предоставление земель на территории специальных экономических зон).

  • 09:33
  • 400
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...